
Поскольку уже в феврале пройдёт показ сиквела театральной постановки Bakuken, то это стало хорошим поводом, чтобы пересмотреть и поговорить о последней на данный момент сценарной работе Ёко Таро. Без спойлеров.
Bakuken: Gozenjiai — историческая постановка с элементами гурмэ. Слоган постановки гласит «Все сильнейшие. Все безумные. И еда». И это правда. Синопсис истории следующий:
«Сёгун Иэясу Токугава объединил Японию. Он устраивает в замке Эдо турнир, победитель которого получит место при дворе. На турнир со всей страны собираются сильнейшие мечники, у каждого из которых есть свои мотивы. Местом ожидания турнира для всех становится ресторан Яцумэ.»

Завязка простая, и не обманывает ожидания. Хотя в постановке и есть пара неожиданных поворотов, но потрясают они не сильно. Первая половина постановки знакомит нас с персонажами и частично усыпляет бдительность. Персонажи сидят у Яцумэ в ресторане, общаются. В этот момент сюжет не двигается, нет никаких боевых сцен, сплошные диалоги. Однако, всё это оправдано — персонажей много, каждый требует раскрытия, а хронометраж в 2 часа 30 минут преступно мал для подобного проекта.
Сеттинг постановки хоть и построен на истории Японии, но порог вхождения минимален. Большинство персонажей обладает оригинальным бэкграундом и их характеры утрированы до стандартных типажей сёнэн манги, хотя и с присущими Ёко Таро темами. Так, особенно чётко прослеживается тема «Родителей и детей» с довольно тёмным контекстом, присущим ранним работам Ёко. Более того, персонажи взяты из разных временных периодов и никак не могли существовать вместе в одно время. Тем не менее, для большего удовольствия желательно хотя бы приблизительно знать историю Японии, начиная от 1000х годов. Это не добавит понимания постановке, но придаст нотку фансервиса.
Персонажи, как и гласит слоган, сильнейшие и безумные. Есть и Сасаки Сэтсу, что жаждет возрождения клана, и Бокудэн Тсукахара (кстати, актриса, с которой снимали движения А2, Зеро и 2В) — бессмертный и ничего не чувствующий мечник, и зацикленный на технологиях Хирага Гэннай. Остальные им не уступают, и каждый, как говорилось ранее, буквально вышел со страниц сёнэн манги.

Часть актёров можно знать по прошлым работам Ёко Таро с DearStage, и они по прежнему прекрасны. Маикава Мияко, играющая мать Сасаки Кодзиро, попросту крадёт каждую сцену, где присутствует. Да и остальные от неё не отстают. Укай Мондо на роли Иэясу буквально идеальное попадание в каст, а Хирагу Генная (ранее Вакаба в YoRHa Ver.1.3aa) попросту не узнать в новом амплуа.
Со второй половины начинается собственно турнир, где постановка раскрывается во всю силу. Ичидай Мацуда — талантливый постановщик, и он действительно по максимуму реализует сценарные идеи Ёко Таро. Bakuken — типичный боевой сёнэн. Изучение сёнэнов для работы над NieR не прошло зря, и при написании собственного Таро явно смог собрать всё лучшее из жанра. Персонажи харизматичны и узнаваемы, а их боевые стили в большинстве своём оригинальны. Потенциала и контента так много, что постановку легко можно превратить в долгоиграющую сёнэн мангу или мусогэ уровня Orochi Musou.
Отдельно хочу отметить реализацию боевых сцен. К сожалению, я видел не так много современных театральных постановок из Японии, потому судить об оригинальности ходов мне тяжело. Тем не менее, подобное я видел впервые. Во время боевых сегментов перед сценой натягивают прозрачный экран, на который транслируют изображение. Эта технология не нова, и её можно увидеть даже в постановках десятилетней давности. Однако же, Ичидай Мацуда воссоздаёт аниме-сёнэны на сцене через искусственное «замедление времени». Как и подобает жанру, актёры начинают двигаться очень медленно, пока на экране появляются различные печати, надписи и спецэффекты, а некто за кадром подробно объясняет суть их техник и происходящего. На словах это может быть не совсем понятно и лучше увидеть в живую. Эффект потрясающий.

Затронем и гурмэ. Откровенно говоря это не то, чего я ожидал. Весь элемент «Гурмэ» в постановке представлен в виде своеобразного варьете сегмента, который полностью построен на импровизации актёров. Опыт интересный, и он относительно гармонично вписан в происходящее. Но времени он занимает безумно мало, да и на происходящее в постановке не влияет ни коим образом.
Стилистически постановка выглядит пристойно. Я не большой фанат подобного применения чёрно-белой гаммы, чем меня оттолкнул, например, фильм Чжана Имоу «Тень», но наверняка кому-то может прийтись по душе. Реквизит, как то костюмы и декорации, выглядят качественно, хотя бюджетность постановки и заметна. В качестве саундтрека используются джаззовые аранжировки из игр SINoALICE и NieR: Replicant.
Постановка однозначно стоит просмотра. Она не ломает какие-то устои, но эта работа максимально в стиле Таро времён Replicant. По словам самого Ёко Таро, при работе над Bakuken перед ним не стояло задачи продать постановку, потому он смог экспериментировать и писать то, что ранее не писал. И это заметно. Постановка получилась яркой и насыщенной, она успешно сочетает фансервис истории Японии и схему сёнэнов, перенося всё это на театральную сцену. Есть и шероховатости в виде большого количества экспозиции, слабо привязанного к действию элемента с едой, и слегка провисающей первой половиной. Будем надеяться, что в сиквеле Таро сможет удивить ещё больше и отточит все элементы до максимума. Ждать осталось совсем не много. Может, в этот раз свет увидит и физическое издание.
Фото взяты с сайта https://natalie.mu/, поскольку качество записи с трансляции сильно страдает. На данный момент постановку можно посмотреть только в этой записи со вшитыми английскими субтитрами, физического издания нет и не будет. Постановка никак не связана с другими проектами Ёко Таро.