Перейти к содержимому

NieR: Automata Review

Я прошёл NieR: Automata, получил платину, увидел большую часть контента игры, подождал, пока улягутся впечатления и теперь готов поделиться своим мнением. Я постарался обойтись без сюжетных спойлеров, но кое-что всё таки проскочило. Если не хотите портить эффект неожиданности, то не рекомендую читать текст до прохождения игры.

Начну с хорошего. В этот раз Platinum Games постарались и в NieR: Automata можно играть без боли. Это вполне приличная action/rpg, куда очень гармонично вплетены элементы буллетхелла. Слэшера ждать от игры не стоит. Тут нет связок и комбинаций, которые нужно бы было запоминать. Разница в ударах зависит от типа оружия, выбранного в определенном комплекте. В остальном, боевка фактические однокнопочная. Для подобной игры данное решение идеально – не нужно заучивать комбо и оттачивать реакцию, играешь в свое удовольствие. А уровни сложности позволяют настроить это удовольствие под собственный скилл. С открытием 9S в игру вносится ещё одна механника, которая на некоторое время заменяет боевку – хакерство. Взламывая противников мы переносимся в мини-игру, где необходимо расстрелять вражеские фигуры своим “кораблем”. Есть у данной механики как плюсы, так и минусы. Минус в том, что приблизительно часов за 10 игры персонажем 9S она наскучивает. Количество уровней в данной мини-игре ограничено 48 штуками, но большая часть из них это разные вариации одного и того же уровня. К тому же, из-за постоянного перехода в этот режим, динамика неминуемо теряется. Плюс – находчивость авторов. В важные сюжетные моменты мини-игра постоянно преображается. Не буду спойлерить, но подобные моменты смотрятся очень свежо и классно. Тем не менее, геймплей это лучшая часть игры. Хотя боевка не вносит ничего кардинального нового, но выполнена она качественно. А постоянное разнообразие и изменение жанров игры приносит удовольствие и не позволяет сильно скучать.

И теперь в игре 26 концовок. 5 из них, как и в прошлой части, основные. А вот остальные просто bad end’ы, если вы делаете что-то неправильно. Смысл получать эти финалы есть только для Платины. Вам просто покажут черный экран с какой-нибудь припиской.

Один же из главных минусов игры – количество контента. Судя по всему, бюджет, выданный на разработку игры, либо был мизерным, либо ушёл на другие участки разработки. Количество локаций – их крайне мало, сами они миниатюрные. Платина в игре получается за 40 часов игры (в моем случае и почти без покупки трофеев). За эти 40 часов локации изучаешь наизусть. Сайд квесты, сюжет, всё заставляет раз за разом возвращаться на эти мизерные территории. При этом, есть несколько закрытых дверей, в которые попасть нельзя никак. Скорее всего, это плейсхолдеры под DLC. Но, учитывая, что по словам разработчиков, бюджет был потрачен и ждать больших DLC не стоит, то и за этими плейсхолдерами может ничего не оказаться.

Далее, оружие. К нему претензии меньше. Эффекты у оружия, принадлежащего к одной группе схожи и это нормально (речь идет о группах типа Beastbane, Beastlord, Beastcurse). Но для чего было делать скины оружия, которые различаются только цветом? Так Virtuous Dignity и Cruel Arrogance выглядят идентично, не считая цвета. И так же произошло со многими мечами. По сравнению с разнообразием оружия прошлых игр серии, подобный подход не очень приятен. Кстати, Weapon Stories прописаны хорошо. Многие тексты реально интересны, есть даже отсылки к персонажам прошлых игр.

Музыка всегда была одной из самых сильных частей игр Таро. От адских какофонии в DOD1, до менее безумных, но изящных мелодий в DOD3. В каждой части музыка была уникальна и превосходна. И она дополняла и создавала правильную атмосферу. В Automata же часто используются мелодии прошлой части, что уже печалит. А новые композиции так похожи на старые, будто слушаешь всё тот же OST оригинального NieR. Качество музыки по прежнему превосходное, но она абсолютно не удивляет, а из-за вторичности ещё и быстро приедается. По настоящему я наслаждался только музыкой, которая играет в Desert Camp и Pascal Village. А вот для хакинга треки были переделаны под восьмибитные мотивы. Это крайне удачное решение и одна из лучших частей саундтрека.

Теперь к главному, за что небольшой круг фанатов игр Таро всегда любил его творчество – сюжет. И тут игра проваливается полностью. До сих пор я не могу понять, с чем связана оценка в 89 баллов на метакритике, если не с безумной волной хайпа. NieR: Automata, по моему мнению, самая слабая из всех игр Таро.

В игре имеется три основных персонажа. Начнем с 2В. Что игрок узнает о ней за полное прохождение игры? Ничего. Это обычная вайфу, пустая внутри и красивая снаружи. Вот она строгая и пресекает выражение эмоций, но, иногда, сама говорит что-нибудь миленькое или, например, посылает Оператору фото, в качестве подарка. И это всё, что узнает о ней игрок. Интересна ли она? Абсолютно нет. Играет ли она какую-то роль в сюжете? Да, она служит катализатором для изменения характера 9S и его мотивацией. То есть данный персонаж играет исключительно роль плотдевайса.

Далее, 9S. Пожалуй, единственный из основного каста персонажей, которого можно воспринимать как личность. Он не очень интересный, и, в целом, его можно окрестить обычным японским школьником. Но он ценен по той причине, что 90% информации мы узнаем через него. Он выражает свои мысли по поводу прошлого, настоящего и будущего. У него есть мотивация, есть собственное мнение и даже есть развитие личности. Он – настоящий главный герой NieR: Automata.

А2 – пустой фансервис. В NieR: Automata предстает как обычная цундере с извечным urusai, причина для её нахождения в сюжете предельно слаба и является очередным плотдевайсом. Узнать о ней хоть что-то в игре можно только через терминал в третьем руте, который можно очень легко пропустить, потому что он даже не обозначен как квест. И то, данная информация касается скорее Анемоне, чем её. Смотрите постановку, если хотите раскрытия.

Помимо этого у нас есть два антагониста – Адам и Ева. Но их персонажами назвать нельзя никак. Они выражают некоторую идею, метафору. Но у них нет характеров и мы не знаем о них фактически ничего. У каждого на игру примерно по 4 фразы, после чего оба покорно укладываются в гробик до самого финала. Зато лучшая шутка в игре связанна именно с ними.

Есть и несколько вторичных персонажей, у них всё чуточку лучше. Эмиль, который изначально кажется посредственным фансервисом и предстает перед игроком окончательно сбрендившим магазином на колёсах, на деле оказывается трагичным персонажем. Его история очень хорошо закрывается после финальной битвы с ним. Паскаль – лучшее, что есть в игре. Не в последнюю очередь из-за сейю, которая великолепно отыгрывает свою роль. Через неё проходят самые интересные квесты и сюжетные ветки, и, в целом, она очень важная часть показанного мира и идеи, вложенной в игру. Командир, Операторы, Jackass, Девола и Попола – статисты, которые либо выдают квесты, либо печально помирают ради драмы.

Оригинальный NieR тоже не блистал гениальным сюжетом на протяжении большей части повествования. Главный герой там не обладал какой-то ярко выраженной личностью, но вот его компаньоны тащили на себе всю игру. Мир игры был странный, и компаньоны были под стать этом миру. В этом было обаяние прошлой части. Лишь к концу нам раскрывали чудную историю мира и всю суть происходящего. Это сильно меняло общую картину и восприятие. Враги оказывались не безжалостными демонами, а обычными людьми с другими взглядами. Automata иногда использует тропы из прошлой части. Правда, основная идея игры отличается, потому данные тропы эксплуатируются не столь удачно, но и не так часто. Эта идея игры размазана по всему прохождению, её пытаются донести практически через каждый квест и каждого персонажа. Сам концепт, заложенный в основу игры, в целом, интересный. Главная проблема заключается в том, что он не удивляет. Таро использует те наработки, которые он использовал еще в YoRHa Stage Play. Даже сюжет, в итоге, приходит к схожим с постановкой событиям. От игр Таро ждёшь dark twisted world, приправленный какими-то интересными идеями. Но задумки из этой игры уже не раз использовалась в множестве других произведений, в частности в киберпанке. Будь идеи свежими и необычными, можно было бы простить убогое повествование. Но выходит так, что слабыми оказались все звенья. Данная игра это история о мире, а мир вышел вторичный. Так и выходит, что ни мир, ни персонажи, ни сюжет и его хитросплетения не тянут. Ради полноты обзора хочется сказать, что иногда игра умеет поражать. Момент рождения Адама, например, самая сильная сцена в игре. Но таких сцен крайне мало и их можно пересчитать по пальцам. Самое забавное, что лучше всего на раскрытие мира работают сайд-квесты. Почти все они реально интересны и пропускать их не рекомендуется ни в коем случае.

Ну и немного о фансервисе. Хотя и было изначально сказано, что игра максимально отстранена от прошлой – это ложь. Игра заставляет смотреть на старых персонажей и пытаться сопереживать им. Для этого вводится небольшой бэк, в виде внутриигровых новелл, но он не дает нужного эффекта. Как я уже писал выше, доходит до того, что персонаж А2 вне контекста театральной постановки, и не персонаж вовсе. При этом, информации для развития вселенной в игре предельно мало. Нас лишь больше запутали с термином Old World, дали необъяснимую татуировку Cult of the Watchers на теле Евы, и намекнули, что оружие поставляет Accord. И это всё. Последняя надежда – гайдбук, выходящий в последних числах марта. Возможно, что там мы получим какую-то львиную дозу информации по миру и интересных деталей. Но надежды на это очень мало.

Теперь о прессе. Подозреваю, что львиную долю хороших оценок игра заслужила по нескольким причинам. Первая – удачные дизайны Йосиды. Интернет просто переполнен фанартом с 2В. Причем, создается ощущение, что кроме трёх дизайнов и кавер арта денег разработчикам не хватило ни на что. Ибо один и тот же дизайн Йосиды используется абсолютно на всех материалах, связанных с игрой. Второе – бум на японские игры. За последние несколько месяцев пресса безумно радушно встретила Nioh, Gravity Rush 2, Yakuza 0. Прошлые игры этих студий или этих франшиз не были нужны никому, кроме узкого круга людей (как и в случае с NieR). Третье – громкое имя Platinum Games и навязчивая реклама со странным мужиком в маске. Возможно, я не прав, ведь это исключительно моё мнение. Я бы не поставил оценку выше 7.

По итогам, Platinum Games удалось создать вполне хорошую игру. В неё приятно играть, в ней есть классные ходы и интересные механики, и за 40 часов она не сильно надоедает. Но как игра Йоко Таро это полный провал и какая-то творческая импотенция. Какая-то ирония есть в том, что раньше геймплей был посредственный, а сюжеты отличные, а теперь наоборот.

Опубликовано вNieR: Automata General